Александр Геннадьевич, почему было принято решение в 2006 году выйти на региональные рынки?
В 2006 г. Группа Компаний ПИК успешно реализовывала намеченную стратегию по усилению позиций на рынке недвижимости, и выход на региональные рынки являлся логичной частью программы развития Группы. На сегодняшний день у нас есть проекты в Ростове-на-Дону, Перми, Калуге, Обнинске, Новороссийске, Ярославле, Калининграде, Омске.
Чем был обусловлен выбор городов?
Мы развиваем наши проекты в тех регионах, которые считаем перспективными с точки зрения продаж, где видим активный покупательский спрос.
В каких регионах Вы наблюдаете наибольший спрос на жилую недвижимость?
Мы наблюдаем активный спрос во всех городах нашего присутствия, но особенно можно выделить Обнинск, Ярославль, Ростов–на-Дону.
Какие проблемы есть на региональных рынках, и какова причина их возникновения?
Регионы меньшими темпами выходили из ситуации экономического спада, чем, скажем, Москва и Подмосковье, однако, в течение 2011 года мы наблюдали явные признаки восстановления регионального рынка.
Меньшие по сравнению с Московским регионом возможности у региональных потребителей воспользоваться ипотечными программами банков. Но постепенно эта проблема решается – с каждым годом процент ипотечных сделок в регионах России неуклонно растет.
Какие прогнозы по развитию российского и региональных рынков недвижимости Вы можете сделать?
Рост спроса на жилую недвижимость, в частности, в сегменте жилья эконом-класса будет продолжаться. Для российского потребителя наличие собственной квартиры очень важно, ради этого люди готовы мобилизироваться, рассчитать свои возможности, взять ипотечный кредит на приобретение собственного жилья. Сравнение показателей 2010 и 2011 годов наглядно иллюстрирует степень восстановления рынка недвижимости как в столице так и в регионах России. Кроме того, крупнейшие банки России активно расширяют ипотечные программы. В нашей компании доля сделок по покупке недвижимости с помощью ипотеки по результатам 2011 года достигла уровня в 30% от общего объема.
Планируется ли выход Группа Компаний ПИК в другие регионы со строительством? Как вы организуете региональные продажи, самостоятельно или через агентства?
В первую очередь мы развиваем наши собственные площадки, которые Компания когда-то приобрела. В каждом регионе нашего присутствия у нас есть собственные офисы продаж. Группа активно развивает межрегиональные продажи своих проектов: 1 февраля 2012 года купить квартиру, машиноместо или нежилое помещение в жилых комплексах, расположенных во всех регионах присутствия Компании, можно в любом офисе продаж Группы: Москве, Московской области, Перми, Ростове-на-Дону, Калуге, Обнинске, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Калиниграде, Ярославле, Омске, Таганроге. Кроме того, Группа Компаний ПИК представлена в таких стратегически важных городах, как Челябинск и Сургут, с помощью партнеров Компании по продажам недвижимости. Мы считаем, что возможность купить квартиру в другом городе – это дополнительный надежный и удобный для клиентов способ приобрести квартиру, не выезжая из своего города, и это важный этап нашего развития в сфере качества предоставления услуг.
Сколько кв.м жилой недвижимости планирует построить Группа Компаний ПИК в 2012 г.?
В 2012 году мы планируем реализовать 600 - 650 тысяч кв. м жилья. Мы строим ровно столько, сколько сможем продать, таким образом, построим мы примерно столько же, не считая коммерческого подряда для города и других девелоперских компаний, не имеющих собственных производственных мощностей.